Мнение о романе Гузель Яхиной "Зулейха открывает глаза"
Субъектиное менине програмиста (не книгочея) о романе
© 2017, Игорь Гузей (Guzei.com)
"Лучшая женская проза последнего времени" - так был рекомендован мне этот роман в книжном магазине знакомыми книгочеями.
Читая, думал в чём проявляется именно "женская проза". Понял так: много деталей, мало философии. Мало - не значит нет совсем - есть две главы: "Тридцать" и "Шах-птица". Сама героиня чуть похожа на Скарлет и жизнью "step by step" ("я подумаю об этом завтра") и колоссальным напряжением сил в тяжелейших условиях.
Роман об ужасе раскулачивания, а главной героине это было на пользу. И читая роман понимаешь это, и автор подтверждает «Хорошо, что судьба забросила ее сюда, — думала Зулейха». Из женщины на уровне домашней скотины она стала человеком и даже больше - женщиной, способной любить. Можно и шире помыслить: был сломан весь уклад татарской деревни, где женщина в доме как скотина. Получается хочешь не хочешь, а признание пользы от революции налицо.
Понравилось:
- Глава "мокрая курица" - содрогнулся.
- Цельность образа Зулейхи. Даже в самом конце, где она вроде уже самостоятельная, но на общение с сыном наложена её слабость в широком смысле этого слова.
- Образ Игнатова с преданностью революции и одновременно человечном.
- Описание состояния состояния влюблённости.
- Описание шизофрении и выхода из неё.
- Верится в описание деталей: как велось хозяйство в татарской деревне, как принимаются сложные роды (как медицинский учебник, аж слишком), как была устроена землянка (даже с перебором в терминах).
- Концовка романа.
Не понравилось:
- Жестокое нарушение истории. В тексте "Весной сорок второго Кузнец... привёл с собой баржу, плотно набитую... крымским греками и татарами". Крымских татар депортировали в 1944. Греков депортировали чуть позже, отдельно от татар и не в Сибирь. В 1941 успели депортировать только немцев.
- В перечислении крымских городов из сводок с фронта нет Севастополя. Как так?
- Узнавая сводки с фронта, переселенцы начала 1930-х годов переживают от потери Львова и других городов выученных по учебникам географии. Автор помнит когда Львов оказался в СССР?
- Несуразность: в первую зиму выжили все 30 человек в условиях страшного голода в землянке, а в 1942-ом только из новеньких, заселённых в барак за зиму умерло 50.
- Медведя нельзя убить одним выстрелом из двустволки. Против пяти волков нельзя справиться с неавтоматической винтовкой. Это чистая фантастика, а роман вроде не этого жанра.
- Скромное умалчивание неудобных моментов: где работала Изабелла? Кто мог рассказывать о поездках на товарных вагонах? Как выжили Зулейха с Юзуфом после того как ей пришлось кормить его кровью вместо молока?
- Простая недосказанность, обрывчатость завязок. Было сказано, что Зулейха зарабатывала деньги в охотничьей артели. А как их тратила ни слова. И перед побегом Юзуфу деньги дала не Зулейха, а Игнатов.
- Спасения в последний момент. Уж очень это для попсовых фильмов.
- Прилагательное у каждого! существительного. Просто режет глаз их обилие. Это уже не украшательство, а вымученность: все тотально скалятся, щерятся, брызжут, образы повторяются. И это убивает действительно красивые места.
- Не стыкуются цифры. Их надо или не указывать или согласовывать. Например сказано, что в 1942 лазарет разросся до 20 коек при 800 жителях, а до этого при 400 жителях врач пропадал в нём с рассвета до полуночи и страшно уставал. От чего? От десятка больных? Было сказано, что рождаемость превысила смертность, умирали пачками, а детей школьного возраста всего с десяток.
- Избавление от всех вспомогательных героев на одной странице.
- "Поселенцы научились гнать самогон не только из морошки". Это уж очень по-женски. Про табуретовку автор похоже не слышала :).
- Образ уголовника всего один. Другие даже не упоминаются в перечислении поселенцев, что не соответствует статистике.
Второй список и больше, но просто придираться проще, чем хвалить.
Роман понравился.
Ссылки по теме
- Сергей Беляков: Советская сказка на фоне ГУЛАГа.
- Гузель Яхина: для меня не было выбора, о чем писать - интервью на РИА Новости. Тут тоже можно посчитать цифры: 2.5 млн. + 6 млн. / 2 тыс. = около 4 тыс. человек на послёлок. В Семруке в пик было 800 человек.
- Справка Особого отдела ОГПУ о количестве раскулаченных и выселенных кулаков по состоянию на 10 декабря 1930г.