G Club
RADIO
Журнал

Уроки Радио Рокс. Станции-игрушки уходят из московского эфира

© Светлана Мюльдор
"Независимая газета", #199(1524), 22 октября 1997г.
(Прислал Алексей Васильев 12.08.00)


Иметь большие, очень дорогостоящие игрушки, конечно же, не возбраняется, если располагаешь деньгами. Беда только в том, что рано или поздно игрушки приедаются, а деньги у тех, кто ими балуется, иссякают. Радиостанции — исключительно дорогие игрушки. И с несколькими уже произошла такая печальная история. Может произойти и еще с несколькими. "Панорама", "Рокс", "Радио Арт", "Моя волна"... Боюсь, список может быть продолжен. Станции с огромным коммерческим потенциалом, способные иметь сотни тысяч слушателей, поглотившие сотни тысяч долларов, ничего не дали в итоге акционерам, кроме долгов и разочарованного вопроса: почему?

Увы, радио не поле для творческих игр, а зона шоу-бизнеса с суровыми технологическими законами. Станция — такое же коммерческое предприятие, как и любое другое, действующее по принципу: "Есть спрос — должно быть предложение", в конкретном случае — "слушатель хочет — у нас это есть". В рассматриваемом ремесле единственный действительно профессиональный подход — подход, диктуемый соображениями выгоды и самосохранения. Был спрос на национальную русскую поп-музыку — и мы получили "Русское радио", желаете молодежные новинки — извольте "Радио Максимум", новости и политика? — значит, вам на "Эхо Москвы". Важно определить, в чем дефицит, выбрать "плодотворную дебютную идею", дальше могут быть вариации вокруг магистрального принципа — формата.

Менеджер, программный директор, исходящий из других соображений, из собственных вкусов, не стыкующихся с интересами аудитории, для радио вообще человек опасный. В московской радиообщине А.Горюнов, экс-директор "Рокса", был притчей во языцах как человек, парадоксальным образом сочетавший свою должность с абсолютным незнанием радиопрофессии и произвольным подходом к программной политике. На почившей в бозе радиостанции им был утвержден волюнтаристский принцип: мы приучаем аудиторию к хорошей музыке. В эту игру "Рокс" играл с неизменным неуспехом в течение нескольких лет. Станция, вещавшая еще с начала радиоперестройки, в последнее время — на несколько десятков городов, то есть имея все признаки тяжеловеса-везунчика, съехала в низ таблицы популярности по Москве, растеряв своих стильных ди-джеев, терпя бесконечную текучку "командного состава среднего звена", по единственной причине — она была игрушкой одного недалекого управляющего. Медленное угасание перспективной "Панорамы" произошло в принципе по сходной причине. Романтические идеи о "хорошей музыке, об умном, интеллектуальном радио" (как было с "Артом") без холодного расчета недееспособны. Винить в провале этих проектов владельцы концернов "Панорама" и "Рокс" должны самих себя: ведь они назначали начальников станций по принципу "свой парень".

Между тем рискованные радиоигры продолжаются, их участников вы легко найдете в конце рейтинга, регулярно составляемого компанией, исследующей радиоаудитории, КОМКОН-2. Радиосеть "Радио 101" упорно "не замечает", что ее концепция "радиостанция свободных диск-жокеев" дает пробуксовку. При внешней отлаженности формата, то есть музыкально-информационного продукта, он остается в основе своей стихией, творимой по собственному разумению ведущими-индивидуалистами. Содержание эфира меняется от ди-джея к ди-джею в зависимости от пола, возраста, настроения на текущий момент. Увы, ключевое понятие при построении формата — добротное, продуманное единообразие (что в итоге ведь род гармонии), в основе которого для радио некая простая константа типа: тяжелый рок, "только техно", ностальгия 70-х и т.д. и т.п.

Независимость от сторонних инвесторов — штука, как правило, накладная, к тому же не всегда ведущая к увеличению аудитории. Радиостанция "Надежда" накануне своего пятилетия продолжает отстаивать право называться независимой. Вот только в горниле этой борьбы сгорают средства, потребные для внутреннего развития станции — расширения сферы вещания, наращивания мощности передатчика, обновления техники, привлечения новых профессионалов. Такова цена этой игры, и владельцы дамского радио ее платят. При этом "контейнерный" или блоковый формат ее (программа дня состоит из разных, не связанных между собой, тематических блоков — часов), не претерпевший серьезных изменений с начала вещания, выглядит все более архаичным. Блоки эти часто противоречат друг другу, ориентируясь на разные группы аудитории, разнясь по качеству. Выстраданные находки первой половины дня, особенно утра, сменяются нединамичными контейнерами, перегруженными телефонным общением ведущих со слушателями.

В эфире становится все тесней, и роскошь радиостанций-игрушек становится все менее популярна. Одни при прагматичном подходе к программной политике и агрессивной саморекламе имеют все шансы переломить ситуацию, другим остается надеятся, что они останутся еще какое-то время любимыми игрушками хозяев. Среди последних, например, "Престиж-радио", упорно презирающее мнение массовой аудитории и не собирающее в отместку и одного ее процента в виде активно слушающих в течение дня. Что же касается "Радио Рокс", то в конце июня оно возобновит работу, но уже не как радиостанция-игрушка.